Принято решением педагогического совета МБОУ ПГО
«Средняя общеобразовательная школа №16» им.
Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Протокол №4 от 08.11.2021г.
Принято с учетом мнения Совета родителей
Протокол №2 от 08.12.2021г.
Принято с учетом мнения Совета родителей,
обучающихся ОУ
Протокол №1 от 15.12.2021г.
УТВЕРЖДАЮ:_____________ Ю.С. Трушкова,
директор
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения Полевского
городского округа «Средняя общеобразовательная
школа №16» им. Заслуженного учителя РСФСР
Г.И. Чебыкина
Приказ от 28.12.2021г. № 279-Д
Положение
о ведении и проверке тетрадей учащихся
Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об
образовании», Уставом школы, и другими нормативно-правовыми актами
федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующими
единые подходы к ведению и порядку проверки ученических тетрадей с целью
упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе,
распространяется на обучающихся 1–9-х классов, обучающихся по очной и
индивидуальной формам обучения.
I.
Общие требования к ведению тетрадей.
Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым
1.1
почерком.
1.2
Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется
работа (классная или домашняя).
1.3
Соблюдать красную строку.
1.4
Обучающиеся 1-9 классов пишут шариковой ручкой школьного
образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
1.5
Для обучающихся 1-9 классов текст каждой новой работы начинать с
красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и
наименование работы.
1.6
Допустимо, начиная с 4-го класса дату в тетрадях по математике,
физике, химии, географии, биологии, истории и другим предметам писать
арабскими цифрами на полях: Например, 21.12.2021. (без буквы “г”).
1.7
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и
датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать
две линейки (строчки), а в тетрадях по математике и другим предметам - 4 клетки
(для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
1.8
Пользоваться “штрихом” при ведении тетради запрещается.
1.9
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного
цвета.
1.10 Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву,
знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не
заключать неверное написание в скобки.
1.11 Наличие тетради для контрольных работ обязательно по русскому
языку и математике. Количество рабочих тетрадей по предмету и наличие тетради
для контрольных работ по остальным предметам определяет учитель и доводит
информацию до обучающихся и их родителей (законных представителей) до
начала учебного года
1.12 Рабочие тетради обучающихся и для контрольных работ обязательно
должны быть обернуты и подписаны в одном стиле.
Тетрадь № 1
Тетрадь
для работ по математике
для контрольных работ
ученика (цы) 4 « » класса
по математике
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
ученика (цы) 4 « » класса
____________________________
МБОУ ПГО «СОШ № 16»
___________________________
1.13 В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ,
надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
1.14 При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся,
учитель в обязательном порядке руководствуется требованиями к оцениванию в
АООП НОО, ООП НОО, ООП ООО, АООП ООО и ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС ОВЗ.
1.15 В начальной школе надлежит проверять каждую работу учащихся по
каждому предмету
1.16 Всем
учителям
следует
исправлять
орфографические
и
пунктуационные ошибки, даже если они не влияют на результат выполнения
работы по предмету
II.
Оформление письменных работ по русскому языку.
2.1
После каждой классной (домашней) работы в 1-9 классах следует
отступать две строчки.
2.2
При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см
(на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого
начала оформления текстов с 1-го класса.
2.3
В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать,
что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой
странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая
последнюю строку.
2.4
Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить
нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы.
Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
2.5
Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру
рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется
учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
2.6
По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса
записывается число и полное название месяца. Например, 1 декабря.
2.7
Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число
записывается прописью: Например, Первое декабря.
2.8
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без
пропуска
строки)
по
центру
и
оформляется
как
предложение.
Например,
Классная работа.
Диктант.
Сочинение.
Изложение.
Работа над ошибками.
2.9
При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк
пишется:
Дата
Домашняя работа.
2.10
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику
необходимо обязательно указывать. Например, Упражнение № 56 Задача №1 №
18
2.11
Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы
выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке.
Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо
сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм
следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
2.12
В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не
ставятся.
2.13
В строчку слова выписываются следующим образом: первое с
прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания
пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы
(И.п.).
2.14
Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
2.15
Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
2.16
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву
или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова,
предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное
написание в скобки.
2.17
Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена
тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса
и по 9 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
2.18
Система работы по формированию навыка правильного соединения
букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет
обучения в начальной школе.
2.19
Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих
тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они
прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы
букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы - две строки
в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки - во 2 классе, 3-4 строки - в 3-4 классах.
2.20
В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв
необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их
написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и
прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой
строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в
классных и домашних работах.
2.21
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому
языку.
III.
Оформление письменных работ по математике, физике, химии,
географии, истории.
3.1.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки
(на 5-й клетке писать следующую работу).
3.2.
Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
3.3.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и
т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
3.4.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради,
необходимо записывать посередине строки.
3.5.
В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время
выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой,
название
месяца
прописью.
Например, 1
декабря.
А через клеточку - вид работы. Например, Классная работа.
3.6.
В тетрадях по математике в 4-9 классах дата пишется на полях
цифрами. Например, 23.12.2021. (без буквы “г”)
3.7.
Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 29 классах посередине. Например, № 15.
3.8.
При выполнении домашней работы во 2-9 классах в тетрадях
пишется: Домашняя работа.
3.9.
Во 2-9 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на
полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3.
I – вариант.
3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру,
число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное
написание в скобки.
3.11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы
выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с
применением линейки.
3.12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии,
географии,
биологии
указывается
номер
работы.
Например:
Контрольная работа №1. Практическая работа №1.
IV.
Оформление письменных работ по иностранным языкам
4.1.
Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно
общим требованиям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных
работ по иностранному языку имеются свои особенности:
4.2.
Записи в тетрадях по английскому языку в 5-9 классах вести в клетку.
4.3.
Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
4.4.
В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно
проводится работа над ошибками: Mistakus work.
4.5.
Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р”
(речевая ошибка).
4.6.
Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно
прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией,
часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо
зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать
неверное написание в скобки.
V.
Порядок проверки письменных работ учителем.
5.1. Тетради обучающихся, в которых выполняются классные и домашние
работы проверяются:
- по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;
со II полугодия в 6 классах и 7 классах - 2 раза в неделю;
в 8 классах - 1 раз в неделю;
в 9 классах - по мере необходимости;
- по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах - ежедневно;
со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах - выборочно, но не реже 1 раза в 2
недели;
- по предметам 2 и более часов в неделю - общее количество проверок – не
реже 1 раза в 2 недели.
- по предметам 1 час в неделю – не реже 1 раз в месяц
5.2. Проверочные и контрольные работы, выполненные в рабочих тетрадях,
подлежат обязательной проверке.
5.3. Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие
сроки:
во 2-9 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются
учащимся к следующему уроку;
изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются
учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя;
в 9 классах - отводится 10 дней;
во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и
оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах проверяются в течение недели.
Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии,
биологии, географии и другим предметам проверяются к следующему уроку, но не
дольше одной недели.
У учащихся 2-9 классов, находящихся на индивидуальном обучении
контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по
математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии,
биологии, географии и другим предметам проверяются и оценки выставляются к
следующему уроку.
5.4.
Во 2-9 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения
обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется
тема урока посередине:
Работа над ошибками.
Во 2-9 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении
после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками
проводится по мере необходимости.
5.5.
Во 2-9 классах при проверке контрольных работ по русскому языку
ошибки классифицируются и выносятся на поля:
/ - орфографическая ошибка
V - пунктуационная ошибка
Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по
математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся
рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это
место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный
ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:
- в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях
выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);
- в 9 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.
При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при
отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях
выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).
При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание
и грамотность. Первая отметка - за содержание - включает в себя оценивание за
логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая
оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.
После контрольной работы в 5-9 классах по мере необходимости проводится
работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же
строке:
Работа над ошибками.
В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может
исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.
По другим предметам правильные ответы отмечают знаком “+”, неправильные
знаком “-“. В случае частично верного ответа допустимо выставление знака “v”.
5.6.
После каждой письменной работы по всем предметам учитель
выставляет отметку и дает комментарий, на что необходимо обратить внимание
обучающемуся и его родителям (законным представителям) для повышения
качества обучения по предмету