Обучение детей с ОВЗ
21.12.2020
21.12.2020
Информационно-методические материалы Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения размещены, обновлены и доступны для скачивания по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/58JtUG_CboznTA?w=1
Нормативно-правовые аспекты обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения
01.10.2024
Международные правовые акты в области
образования лиц с ОВЗ
-Всеобщая декларация прав человека
(10.12.1948);
-Декларация прав умственно отсталых
лиц (20.12.1971);
-Декларация прав инвалидов
(09.12.1975);
- Всемирная программа действий в
отношении инвалидов (03.12.1982);
-Стандартные правила обеспечения
равных возможностей для инвалидов (1993);
-Конвенция ООН о правах ребенка
(20.11.1989);
-«Саламанская декларация» и «Рамки
действий по образованию лиц с особыми потребностями» (1994);
-Конвенция о правах инвалидов (2006,
ратифицирована в РФ в 2012).
Нормативно-правовые
аспекты обучения детей с ОВЗ в РФ
-Конституция РФ (1993);
Статья 79.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья
1.
Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
3.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия,
без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья.
4.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
5.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со
сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования, соответствующим
дополнительным профессиональным программам, программам профессионального
обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением
дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и
спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения.
6.1. Особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической
культуры и спорта определяются:
1)
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты
населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;
2)
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего
образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в
отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. (часть
6.1 введена Федеральным законом от
30.04.2021 N 127-ФЗ)
7.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном
государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким
и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не
проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования,
предусмотренных законодательством Российской Федерации. (часть 7 в ред.
Федерального закона от
14.07.2022 N 299-ФЗ)
7.1.
При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по образовательным программам начального общего
образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных
организациях, учитываются положения части
2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона. (часть
7.1 введена Федеральным законом от
14.07.2022 N 299-ФЗ)
7.2. Порядок обеспечения
бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными
образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены
бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается
федеральными государственными органами, в ведении которых находятся
соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным
двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
обучение которых организовано государственными образовательными организациями
субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями
на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания
денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. (часть
7.2 введена Федеральным законом от
14.07.2022 N 299-ФЗ)
8.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных
программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
8.1.
Лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего
профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить
профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии,
специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом для лиц, получающих
профессиональное образование соответствующего уровня впервые. (часть 8.1
введена Федеральным законом от
14.07.2022 N 300-ФЗ)
9.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают
получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного
общего или среднего общего образования.
10.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными
организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения,
должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья.
11.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта
Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер
социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными
педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких
работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
С 01.03.2025г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" в
соответствии ФЗ от 08.08.2024 N 315-ФЗ вносятся изменения, касающиеся
организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
часть 6 статья
28 Компетенция, права, обязанности и
ответственность образовательной организации:
-
создавать специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для
инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
в часть 5 статья
41 Охрана здоровья обучающихся с ОВЗ. "Основанием
для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме
родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное
медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень
заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения.", дополнить предложением следующего содержания:
"Основанием для организации обучения в медицинской организации являются
обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, выданная
медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую
организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную,
медицинскую помощь.";
Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи наряду с помощью,
предусмотренной частью 1 настоящей статьи, также:
1)оказывает
помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам
реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные
основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания
обучающихся, в том числе в части:
а)
психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных
программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
б)
методической помощи в разработке и реализации основных общеобразовательных
программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, в
разработке и реализации индивидуальных учебных планов;
в)
методической помощи в выборе оптимальных форм, методов и средств обучения и
воспитания обучающихся;
г)
методической помощи в выявлении и устранении потенциальных препятствий к
обучению и воспитанию обучающихся;
2)осуществляет
мониторинг эффективности, оказываемой организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.";
"При центрах
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются
психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления
детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или)
отклонения в поведении, проведения их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам
рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения,
уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.";
Типовой
порядок организации деятельности по оказанию психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, в том числе типовой порядок деятельности
центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.;
Часть 5 статья 43 Обязанность и ответственность
обучающихся.
Пункт 6 часть
1 статья 48 Обязанность и ответственность
педагогических работников:
-
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в
части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм,
методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи;
Часть 13 статья
60 Документы об образовании и (или) о
квалификации. Документы об обучении в Российской Федерации
выдаются.
Статья 79
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья:
-
условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в
рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов
(детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
-
"Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии;
-
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в
настоящем Федеральном законе понимаются:
1)условия
обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания
образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных
программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности
психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
2)проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3)обеспечение
специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами,
специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального
пользования;
4)обеспечение
предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
5)обеспечение
доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
6)другие
условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно
или затруднено.";
-
Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными пособиями и
дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов
(помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, переводчиков русского
жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также
педагогических работников в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными обязательствами
субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением
обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для
обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение
указанных специальных условий является расходным обязательством Российской
Федерации;
Пункт 5 часть 20 статья 98
Информационные системы в системе образования "для организации обучения и воспитания
ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида (при наличии)", инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов
(детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
Часть 2 статья 99 Особенности финансового обеспечения
реализации образовательных программ
- Федеральный закон от
24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995
г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- ГОСТ Р 70190-2022. Национальный
стандарт Российской Федерации. Услуги по осуществлению развивающего ухода за
детьми-инвалидами;
- ГОСТ
Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской
Федерации. Социальное обслуживание населения;
- ГОСТ Р 53874-2017. Национальный
стандарт Российской Федерации. Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные
виды реабилитационных и абилитационных услуг;
- ГОСТ Р 58258-2018. Национальный
стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Система реабилитации
инвалидов и абилитации детей-инвалидов;
- Постановление Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"";
- Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования";
- Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
-
Приказ
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
ФАООП
НОО ОВЗ ( утв. приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023 в редакции от
17.07.2024);
-
ФАООП С УО
(утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. N 1026 в редакции от 17.07.2024);
-ФАООП
ООО ОВЗ
(утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. N 1025 в редакции от 17.07.2024);
- Приказ
Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 Об утверждении Примерного положения о
классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 03-1142 "О направлении
методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления
услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";
-
Письмо
Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.;
-Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 N ДГ-1478/07
"О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями о мерах
по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью с учетом
необходимости обеспечения индивидуализированного подхода")