Приложение к АООП ИН
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе основной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30
мая - 3 часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в
речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
1
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы:
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2022
г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал,
формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
2
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
Контрольные
часов
работы
п/п
1.
Обследование устной и письменной речи
9
2.
Гласные и согласные
1
3.
Согласные звуки и буквы
12
4.
Предложение. Текст
16
5.
Состав слова. Словообразование
14
6.
Слово
13
7.
Связная устная речь
4
Итого:
68
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном
материале по основным лексическим темам;
умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения собеседника;
умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
различать предлоги и приставки;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное, определять падежные окончания;
3
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
грамматически правильно связывать слова в предложении;
писать под диктовку простой текст;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
выделять родственные слова из текста;
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
различать приставку и предлог по их значению;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов;
изменять имена существительные по числам и падежам;
составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в предложении, знаки препинания в конце предложений;
соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;
писать под диктовку тексты (40-45 слов);
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль;
владеть различными видами пересказов;
усваивать лексику через речевую практику.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может
быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного
опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые
работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая
4
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности
выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость
и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого
развития.
5
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
№
Тема курса
Кол-во
часов
I.
1.
Обследование звукопроизношения.
1
2.
Обследование грамматического строя речи,
слоговой структуры
слова
1
3.
Обследование навыка
чтения
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
Выявление умения произно- Произносят звуки, слова
сить тот иной звук изолиро(где звук находится в разванно, в слове, в предложеных позициях). Подбирают
нии
картинки на заданный звук
Придумывание короткой
с помощью учителя – логофразы с заданным словом
педа
Выявление правильности по- Умеют воспроизводить
строения грамматической
слоговые цепочки, слова,
структуры предложения; ис- словосочетания, предложепользования падежных форм ния сопряженно и отраженсуществительных; правильно
ное употребление рода различных частей речи; форм
единственного и множественного числа.
Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность
Чтение текстов.
Читают простой текст цеОтветы на вопросы учителя- лыми словами.
логопеда.
Отвечают на вопросы с
Пересказ прочитанного текопорой на картинку
ста
Произносят звуки, слова (где звук
находится в разных позициях),
предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на заданный
звук
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций,
грамматических связей согласования, управления
Читают текст правильно, целыми
словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным предложением.
Пересказывают прочитанный
4.
5.
6.
Обследование навыка
письма
1
Гласные и согласные
звуки и буквы
1
Обозначение мягкости
согласных посредством
буквы Ь (на конце слова)
1
Написание диктанта
Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора
Гласные и согласные звуки и буквы– 1 час
Закрепление знаний о глас- Различают на слух гласные
ных и согласных звуках.
и согласные буквы с опорой
Различение понятий «гласна схемы.
ный звук», «согласный звук». Подбирают слова на гласВыделение в словах гласных ные и согласные звуки с
и согласных звуков.
помощью учителя-логопеда
Подбор слов на заданный
Определяют налисогласный/гласный звук.
чие/отсутствие гласноРазвитие умения определять го/согласного в слове с
наличие или отсутствие изу- опорой на наглядность.
чаемого звука в слове.
Делают звуко-буквенный
Развитие слухового восприя- анализ с помощью учителя
тия
-логопеда
Согласные звуки и буквы - 12 часов
Различение твердых и мягУмеют определять в
ких согласных.
слове последний согласный
Называние мягкого согласпо твердости-мягкости с
ного.
помощью учителяЧтение слов парами.
логопеда.
Сравнение пар слов по
Называют мягкий соглассмыслу, звучанию и написа- ный.
нию.
Читают слова парами.
Изменение слов с помощью
Записывают слова с мягким
мягкого знака.
знаком на конце с опорой
Закрепление умения объясна правило.
текст.
Умеют писать под
диктовку текст
Знают и различают, что такое
гласные и согласные звуки.
Умеют выявлять особенности звуков при произношении.
Различают на слух гласные и согласные буквы.
Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда
букв.
Умеют подбирать слова на гласные и согласные звуки.
Определяют наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Умеют производить звукобуквенные анализ и синтез слов
Умеют определять в
слове последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу, звучанию и написанию.
Образуют слова с помощью мягкого знака на конце.
Умеют объяснить правописание
слов с мягким знаком.
7
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
7.
Обозначение мягкости
согласных посредством
буквы Ь (в середине
слова слов)
1
8.
Обозначение мягкости
согласных посредством
гласных 2 ряда
Тренировочные упражнения по развитию
умения обозначать
мягкость согласных посредством гласных 2
ряда.
1
9.
1
нить правописание слов с
мягким знаком на конце.
Развитие фонематического
слуха
Различение твердых и мягких согласных в середине
слова.
Называние мягкого согласного в середине слова.
Чтение слов парами.
Сравнение пар слов по
смыслу, звучанию и написанию.
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Письмо слов с мягким знаком в середине слов.
Закрепление правил переноса слов с мягким знаком.
Развитие фонематического
слуха
Развитие умения слышать
мягкие согласные перед
гласными звуками второго
ряда.
Развитие умения правильно подбирать пропущенную гласную букву.
Запись слов под диктовку.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости с помощью учителя-логопеда.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Делят слова с мягким знаком в середине слов на слоги для переноса с помощью
учителя-логопеда.
Записывают слова с мягким
знаком в середине слова по
картинкам
Умеют определять в слове последний согласный по твердостимягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу, звучанию и написанию.
Умеют переносить слова с мягким
знаком в середине слов.
Пишут под диктовку слова с мягким знаком в середине
Называют согласный, который звучит мягко с помощью
учителя-логопеда.
Называют гласную букву 2
ряда в слогах и звукосочетаниях, которая влияет на
смягчение согласного.
Подчеркивают гласную 2 ряда в словах.
Умеют слышать и называть мягкий согласный перед гласными
второго ряда.
Называют гласную букву 2 ряда в
словах, которая влияет на смягчение согласного.
Вставляют пропущенную гласную
букву 2 ряда в слова.
Записывают слоги, звукосочетания, слова под диктовку.
8
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Смыслоразличительная
роль согласных звуков
1
11. Парные звонкие и глухие согласные на конце
слова.
1
12. Смыслоразличительная
роль согласных
1
Сравнение звонких и глухих согласных по артикуляции.
Сопоставление звонких и
глухих согласных с их
графическим изображением.
Выделение звонких и глухих согласных в начальной позиции.
Различение слов, отличающихся начальным согласным звуком по значению.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Развитие умения объяснять правописание слов со
звонкими глухими согласными на конце слов.
Различение слов, отличающихся последним согласным звуком по значению.
Отработка способов проверки написания слов с
помощью словоизменения
и словообразования.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие фонематическо-
Различают согласные по
звонкости-глухости с опорой
на наличие/отсутствие голоса при произношении. Обозначают на письме соответствующими буквами.
Выделяют согласный звук в
начальной позиции по предметным картинкам.
Вставляют пропущенные согласные буквы с помощью
учителя-логопеда
Различают согласные по звонкости-глухости.
Обозначают на письме соответствующими буквами.
Выделяют согласный звук в
начальной позиции по предметным картинкам и на слух.
Вставляют пропущенные согласные буквы.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее по смыслу
слово
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные
буквы с опорой на наглядность.
Умеют закончить предложение по картинке
Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
слова.
Изменяют слова по образцу.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу
9
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
го слуха и восприятия
13. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова
14. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Тренировочные упражнения
1
15. Непроизносимые согласные в словах, способы проверки правописания
1
1
Развитие умения объяснять правописание слов со
звонкими глухими согласными в середине слов.
Отработка способов проверки написания слов с
помощью словоизменения
и словообразования.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие умения подбирать проверочные слова
для проверки непроизносимых согласных.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные
буквы с опорой на наглядность.
Сравнивают произношение и
написание согласных в середине
слова.
Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
Находят слова с непроизносимыми и сомнительными
согласными с помощью учителя-логопеда.
Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
10
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
16. Тренировочные упражнения по развитию
умения проверять правописание непроизносимых согласных в
словах
1
17. Грамматическое
оформление предложения. Распространение
предложения
1
18. Согласование глагола с
именем существительным в роде и числе
1
19. Согласование имени
прилагательного с име-
1
Развитие навыка словоизменения и словообразования.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Образуют слова с непроизносимыми согласными от
данных слов по образцу
Предложение. Текст – 16 часов
Закрепление согласования Составляют предложение из
различных частей речи
слов с опорой на картинку.
(сущ. с глаголом в роде и
Заканчивают предложение
числе; сущ. с прил. в роде, по образцу учителя-логопеда
числе и падеже).
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Составление и распространение предложений
Согласование слов в
предложении с данными
словами в различных
формах.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Составление предложений
со словами, данными в
начальной форме.
Укрепление речевого
внимания
Закрепление знаний о согласовании имени прила-
Умеют согласовывать с помощью наглядности словапредметы со словами действиями в роде и числе.
Заканчивают предложение
по образцу учителялогопеда.
Составляют предложение из
слов с опорой на картинку
Отвечают на вопросы учителя-логопеда,
Объясняют правописание слов.
Составляют словосочетания
Составляют предложение.
Объясняют связи слов в предложении. Строят сложные предложения различного типа. Устанавливают в сложных предложениях
причинно-следственные связи.
Распространяют предложение,
согласовывая слова.
Заканчивают предложения по образцу.
Вставляют пропущенные слова
Умеют правильно согласовывать
различные части речи, вставлять
подходящее по смыслу слово.
Распространяют предложения в
следующей последовательности:
кто? что? что делает?
Составляют самостоятельно предложения с опорой (без опоры) на
картинку из слов и распространяют его
Отвечают на вопросы учителялогопеда,
11
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
нем существительным в
роде и числе
20. Тренировочные упражнения по грамматическому оформлению
предложения и его распространению
1
21. Управление.
Винительный падеж
1
гательного с именем существительным в роде и
числе.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Составление предложений
с именами прилагательными.
Выделение имен прилагательных из предложения.
Дополнение предложений
словами-признаками
Составление предложений
из данных слов по вопросам, картинкам.
Выделение главных слов в
предложении.
Распространенного предложения.
Определение последовательности слов в предложении
Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным предложением с соблюдением
правильного использования предложно-падежных
согласуя имена прилагательные с именами существительными в роде и числе с
опорой на наглядный материал.
Дополняют рассказ словамипризнаками, отвечая на вопросы учителя-логопеда
согласуя имена прилагательные с
именами существительными в роде и числе.
Составляют предложения с именами прилагательными.
Выделяют голосом окончания
имен прилагательных.
Дополняют рассказ словамипризнаками
Составляют предложения по
картинкам.
Отвечают на вопросы.
Вставляют подходящее по
смыслу слова по картинкам
Составляют предложения из данных слов в определенной последовательности по вопросам.
Составляют предложения по картинкам.
Умеют распространять предложения по вопросам.
Вставляют подходящее по смыслу
слово по картинкам и самостоятельно.
Заканчивают предложение, вставляя недостающие слова
Составляют словосочетания
Дополняют предложения подхои предложения, отвечая на
дящими по смыслу словами в
вопрос учителя-логопеда.
нужном падеже.
Вставляют по смыслу слова в Находят и исправляют ошибки в
предложения с опорой на
предложениях.
картинку.
Составляют предложения из слов
Пишут предложение, измеОтвечают на вопросы учителянив в них последнее слово с
логопеда.
12
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
22. Словоизменение существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кого? что?
1
23. Управление.
Родительный падеж.
1
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным предложением с соблюдением
правильного использования предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
помощью учителя-логопеда
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание
Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложения, изменив в них последнее слово с
помощью учителя-логопеда
Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в
нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание
13
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
24. Словоизменение существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кого? чего?
1
25. Управление.
Дательный падеж.
1
26. Словоизменение существительных. Слова,
отвечающие на вопросы кому? чему?
1
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным предложением с соблюдением
правильного использования предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении предложений из данных слов.
Дополнение словосочета-
Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение, изменив в них последнее слово с
помощью учителя-логопеда
Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в
нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов.
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание
14
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
27. Управление.
Творительный падеж
1
28. Словоизменение существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кем? чем?
1
ний и предложений по вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным предложением с соблюдением
правильного использования предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение, изменив в них последнее слово с
помощью учителя-логопеда
Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в
нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание
15
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
29. Управление.
Предложный падеж.
1
30. Словоизменение существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы на (в) ком? на
(в) чем?
1
31. Текст.
Отличие предложения
от текста.
32. Деление текста на
предложения
1
1
Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным предложением с соблюдением
правильного использования предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Упражнения в составлении предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения отличать
предложение от текста.
Деление текста на предложения. Определение
границ предложения по
интонации и смысловым
Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение, изменив в них
последнее слово с помощью
учителя-логопеда
Дополняют предложения подходящими по смыслу словами в
нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание
Выделяют предложения в
тексте с помощью учителя.
Определяют границы предложений. Правильно обозначают на письме начало и
конец предложения
Отличают предложение от текста.
Выделяют предложения в тексте.
Определяют количество предложений в тексте.
Делят текст на предложения.
Определяют границы предложе16
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
33.
Слово.
Однокоренные слова.
Корень слова
1
34.
Состав слова
1
вопросам. Правильное
обозначение на письме
начала и конца предложения.
Развитие слухового вербального анализа и синтеза смысловой и интонационной законченности
предложений
Состав слова. Словообразование - 16 часов
Подбор однокоренных
Выделяют корень словах с
слов к данным словам.
помощью учителя-логопеда.
Называние слов с общим
Подбирают однокоренные
корнем.
слова из слов для справок.
Выделение корня в слоНазывают однокоренные
вах.
слова с опорой на сюжетную
Дифференциация слов с
картинку
одинаковым корнем, но
разным смысловым значением.
Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов
Закрепление знаний о ча-
Читают слова находят ко-
ний. Правильно обозначают на
письме начало и конец предложения
Находят и выделяют корень в словах.
Умеют подобрать однокоренные
слова по корню слова.
Выделяют на слух однокоренные
слова.
Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением.
Группируют родственные слова
путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов
на 2 разные родственные “семьи”.
Образовывают однокоренные слова
Умеют образовывать новые слова
17
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
35.
Состав слова
1
стях слова.
Выделение в словах корня, приставки и суффикса.
Разбор слов по составу.
Словообразование слов с
помощью приставки и
суффикса.
Развитие слухового восприятия и внимания
рень, выделяют его; суффикс
и приставку – с помощью
учителя-логопеда.
Изменяют слова по образцу.
Разбирают слово по составу
с помощью учителя-логопеда
от корня с помощью приставки и
суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Разбирают слово по составу.
Умеют подобрать слово к схемам
36.
Безударные гласные в
корне слова
Безударные гласные в
корне слова
1
Выделяют безударный слог и
безударную гласную в словах.
С помощью учителя –
логопеда
подбирают проверочные
слова и называют нужную
гласную букву.
Выделяют в слове безударный
слог и безударную гласную.
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с безударной гласной.
Расширяют словарный запас через
накопление «гнезд» родственных
слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова.
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помощью суффиксов: -инк-,
-ушк-,-ишкАнализ способов обра-
1
Выделение безударного
слога и безударной гласной.
Подбор проверочных
слов.
Запись слов с пропущенными буквами.
Запись слов с безударными гласными под диктовку.
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Образование слов, обозначающих предметы при
помощи уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов.
Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
37.
38.
39.
1
1
18
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
40.
41.
42.
43.
зования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помощью суффиксов: - ок-,к
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помощью суффиксов: - ек-, икАнализ способов образования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помощью суффиксов: -очк-,ечкАнализ способов образования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помощью суффиксов: -чик-,
-щикАнализ способов образования слов, обозначающих предметы:
уменьшительноласкательных с помо-
1
Развитие умения составлять словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического
мышления
Составляют словосочетания
1
1
1
19
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
44.
45.
46.
47.
щью суффиксов: –ниц,-ицАнализ способов образования слов, обозначающих предметы: без
изменения звуковой
структуры в корне слова (гуси-гусёнок)
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с
чередование звуков в
корне (волк-волчонок)
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: замена корнепроизводного слова (овца-ягненок)
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с
помощью приставок
1
1
1
1
Образование слов, обозначающих названия детенышей животных и
птиц.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов.
Развитие умения составлять словосочетания
и предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического
мышления
Развитие умения образовывать слова, обозначающие предметы приставочным способом.
Выделение приставки в
словах.
Развитие умения составлять словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического
Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц, с опорой на
наглядный материал.
Выделяют суффикс в
словах с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания
Образовывают слова, обозначающие детенышей животных и птиц.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом, с опорой на наглядный материал.
Выделяют приставку в словах с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания
Образовывают слова, обозначающие предметы приставочным способом.
Выделяют приставку в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
20
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
48.
Анализ способов образования слов, обозначающих предметы образование сложных
слов
1
49. Слово, как часть предложения
1
50. Слова, обозначающие
предмет. Имя существительное
1
мышления
Развитие умения образоОбразовывают сложные словывать сложные слова пу- ва, отвечая на вопрос учитетем слияния двух основ.
ля-логопеда.
Развитие умения составСоставляют словосочетания
лять словосочетания и
с образованными словами
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического
мышления
Слово – 13 часов
Усвоение понятия «слово» Умеют называть слова, опрекак части
делять их лексическое значепредложения, его лексиние с помощью учителяческого значения.
логопеда
Графическое изображение
слов.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Различение предмета и
Умеют классифицировать и
слова, как название этого
называть с помощью учитепредмета.
ля-логопеда слова, обознаСоотнесение вопросов
чающие предметы и ставить
кто? что? и слов, обознак ним правильный вопрос.
чающих название предме- Называют основные лексита.
ческие группы с опорой на
Классификация слов, обо- картинный материал
значающих предмет по
основным лексическим
группам.
Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда
(отгадывая загадки).
Образовывают слова из двух основ.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Имеют представление о «слове»
как части предложения, его лексическом значении.
Умеют изображать слова графически
Имеют представление о словах,
обозначающих предметы.
Умеют ставить правильный вопрос к словам, обозначающим
предмет.
Выделяют слова, обозначающие
предметы среди других слов.
Классифицируют слова, обозначающие предметы по основным
лексическим группам
21
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
51. Слова, обозначающие
предмет.
Слова - «неприятели»
(антонимы)
1
52. Подбор антонимов к
слову, нахождение антонимов в предложении
1
53. Слова, обозначающие
предмет.
Слова – приятели (синонимы)
1
Развитие зрительного
внимания и памяти
Определение понятия «антонимы».
Подбор слов-антонимов к
словам, обозначающим
предметы.
Выбор из слов слова«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Составление предложений с антонимами
Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова«неприятели».
Развитие умения закончить предложение словомантонимом.
Развитие слухового внимания
Определение понятия
«синонимы».
Подбор слов-синонимов к
словам, обозначающим
предметы.
Игра «Подбери одинаковые по значению слова».
Составление предложений с синонимами
Читают по карточке определение понятия «антонимы».
Подбирают слова-антонимы
к словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам, обозначающим предмет словаантонимы из слов для справок
Знают определение понятия «антонимы».
Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова – «неприятели».
Выписывают выделенные слова,
обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы
Подбирают к словам, обозначающим предметы словаантонимы с помощью учителя-логопеда
Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы.
Подбирают антонимы к словам,
дописав предложение
Читают по карточке определение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
предметы с помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова
синонимы из слов для справок
Знают определение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова – «приятели».
Списывают предложения парами,
находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы
22
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
54. Подбор синонимов к
слову, нахождение в
предложении
1
55. Слова, обозначающие
признак предмета.
Имя прилагательное
1
56. Слова, обозначающие
признак предмета.
Антонимы
1
Развитие умения подбирать к словам, обозначающим предмет, слова«приятели».
Обоснование выбора синонимов.
Развитие умения заменить
в предложении слово,
обозначающее предмет,
синонимом.
Расширение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания
Углубление представления о роли в нашем языке
слов, обозначающих признаки предметов.
Закрепление знаний о
словах, обозначающих
признак предмета.
Развитие умения ставить к
слову, обозначающему
признак предмета, вопрос.
Развитие слухового внимания и памяти
Подбор слов-антонимов к
словам, обозначающим
признак предмета.
Выбор из слов слова«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Подбирают к словам, обозначающим предметы слова
синонимы с помощью учителя-логопеда
Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-синонимы.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и
ставить к ним правильный
вопрос
Закрепляют понятие о словах, обозначающих признаки предмета.
Умеют правильно изменять слова
по родам и числам
Подбирают слова-антонимы
к словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам, обозначающим признак предме-
Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак
предмета.
Находят в ряду слов слова – «неприятели».
Выписывают выделенные слова,
23
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
57. Подбор антонимов к
слову, нахождение антонимов в тексте
1
58. Слова, обозначающие
признак предмета.
Синонимы
1
59. Подбор синонимов к
слову, нахождение синонимов в тексте
1
Составление предложений
с антонимами
та слова-антонимы из слов
для справок
обозначающие признак предмета и
подбирают к ним антонимы
Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета,
слова-«неприятели».
Развитие умения закончить предложение словомантонимом.
Развитие слухового внимания
Определение понятия
«синонимы».
Подбор слов-синонимов к
словам, обозначающим
признак предмета.
Игра «Подбери одинаковые по значению слова».
Составление предложений
с синонимами
Развитие умения подбирать к словам, обозначающим признак предмета,
слова-«приятели».
Обоснование выбора синонимов.
Развитие умения заменить
в предложении слово,
обозначающее признак
предмета, синонимом.
Расширение словарного
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы с помощью учителя-логопеда
Подбирают к словам, обозначающим признак предметы словаантонимы.
Подбирают антонимы к словам,
дописав предложение
Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
признак предмета с помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов
для справок
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим признак
предмета.
Находят в ряду слов слова – «приятели».
Списывают предложения парами,
находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова синонимы с помощью учителя-логопеда
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета словасинонимы.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении
24
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
60. Слова, обозначающие
действие предмета и их
роль в предложении.
Глагол.
61. Слова, обозначающие
действие предмета и их
роль в предложении.
Глагол.
1
62.
Работа над связной речью.
Последовательный пересказ
1
63.
Работа над связной речью.
Последовательный пересказ
1
1
запаса.
Развитие слухового внимания
Закрепление знаний о
Умеют находить и называть
словах, обозначающих
с помощью учителя-логопеда
действие предмета.
слова, обозначающие дейСопоставление вопроса,
ствие предмета и ставить к
на который отвечает слоним правильный вопрос.
во, с его значением.
Составляют простое предлоРазвитие правильного
жение с опорой на картинку,
представления
используя слова-предметы и
о связи между вопросом,
слова-действия
на который отвечает слово, и его значением.
Подбор слов, отвечающих
на вопросы: что делает?
что делать?
Развитие слухового внимания и памяти
Связная устная речь – 4 часа
Прослушивание (чтение)
Прослушивают (читают расрассказа.
сказ) и устанавливают приОтветы на вопросы учите- чинно-следственные связи с
ля-логопеда.
помощью учителя-логопеда.
Установление причинноОтвечают на вопросы учитеследственных связей в со- ля-логопеда простыми преддержании рассказа.
ложениями.
Выяснение последоваПересказывают последовательности действий в рас- тельно содержание рассказа
сказе.
с помощью наводящих воПоследовательный перепросов
сказ по памяти.
Умеют находить и различать слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним вопрос.
Подбирают слова, отвечающие на
вопросы: что делает? что делать?
Составляют распространенное
предложение, используя словапредметы и слова-действия
Прослушивают (читают рассказ) и
устанавливают причинноследственные связи.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенными
предложениями.
Пересказывают последовательно
содержание рассказа
25
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
64.
65.
Работа над связной речью.
Сжатый пересказ
(краткий пересказ)
Работа над связной речью.
Сжатый пересказ
(краткий пересказ)
1
1
Прослушивание (чтение)
рассказа.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Нахождение главной мысли рассказа.
Деление текста на части,
озаглавливание частей.
Составление плана рассказа.
Краткий пересказ
Прослушивают (читают рассказ) и находят главную
мысль с помощью учителялогопеда.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда простыми предложениями.
Озаглавливают части рассказа и составляют план с помощью учителя-логопеда.
Пересказывают кратко содержание рассказа с помощью наводящих вопросов
Прослушивают (читают рассказ) и
находят главную мысль рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенными
предложениями.
Делят текст на части.
Озаглавливают части рассказа.
Составляют план.
Пересказывают кратко содержание
рассказа
26
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
66.
Обследование экспрессивной и импрессивной
стороны речи
1
67.
Обследование устной
речи
1
68.
Обследование письменной речи
1
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
Выполнение предъявляеУмеют отвечать на вопросы
мых на слух словесных
учителя-логопеда.
инструкций различной
Воспроизводят слоговые цесложности.
почки, слова, словосочетаПонимание обращенной
ния, предложения сопряженречи.
но и отраженно.
Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда
Чтение слов, предложений, простых текстов.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Читают доступный текст.
Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов
учителя-логопеда
Умеют писать предложения
или простой текст с помощью учителя-логопеда
Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда.
Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций,
грамматических связей согласования, управления.
Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам.
Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания.
Пересказывают прочитанный материал
Умеют писать под диктовку текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и разбора учителем-логопедом
27
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»