ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. Обследование детей
психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному
заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в
возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Инклюзивное образование - форма обучения, при
которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных,
социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется
возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным
законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Адаптированные образовательные программы для детей
с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный
и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль
посредника между ребенком с особенностями развития и системой
дошкольного и школьного образования.
В МБОУ ПМО
СО «СОШ № 16» созданы следующие условия для получения образования детьми с
ОВЗ и детьми-инвалидами:
§ школа реализует адаптированные образовательные
программы начального общего и основного общего образования для учащихся с
ОВЗ;
§ прием детей с ОВЗ осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК;
§ по медицинским и социально-педагогическим показаниям и
на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся
организуется индивидуальное обучение на дому;
§ вопросы деятельности школы касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ОВЗ, регламентированы Уставом и локальными
актами;
§ в целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном
объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и
(или) психического развития в школе работают педагоги-психологи,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи и медицинский работник;
§ для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в школе
проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками;
§ для эффективного включения детей-инвалидов в
образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения
квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ;
§ имеются специальные учебники для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
§ Право на бесплатные коррекционно-развивающие
занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях школы;
§ право на особый подход со стороны обучающих
учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том
числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
§ по окончании 9, 11 классов право на выбор формы сдачи государственной итоговой аттестации: ГВЭ, ОГЭ/ЕГЭ;
§ право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
§ к детям с ОВЗ не применяются меры дисциплинарного
взыскания на протяжении всего периода обучения.
Положение о разработке адаптированной основной образовательной программы
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Положение о логопедическом пункте
Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
Положение о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану
Положение о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»