Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Учтено мнение Совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Положение
об организации индивидуального обучения детей на дому
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому (далее
– Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского
муниципального округа Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»,
школа) регламентирует порядок организации индивидуального обучения детей на дому,
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», другими нормативноправовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение разработано в целях реализации права на получение образования
обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьми-инвалидами, по
основным/адаптированным основным образовательным программам на дому и регулирует
взаимодействие между участниками образовательных отношений.
1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (ст.5), для реализации права каждого человека на образование федеральными
государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц
языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие
получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также
социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования организуется на дому.
1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию здоровья
рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения.
1.6. Основными задачами индивидуального обучения являются:
-обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации
образовательной деятельности;
-реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания,
рекомендаций лечебного учреждения.
1.7. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы по индивидуальному
учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся школы.
1.8. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психолого-медикопедагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы.
1.9. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе
детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения образования и форм
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
обучения (очное, очно-заочное, заочное), индивидуальное и (или) групповое обучение,
использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных
технологий в соответствии с законодательством.
2. Организация индивидуального обучения детей на дому
2.1. Школа организует индивидуальное обучение детей на основании следующих
документов:
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения лечебного учреждения;
- приказа по школе.
2.2. Школа согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий,
которое утверждается приказом директора школы.
2.3. Освоение основной/адаптированной основной образовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной
программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в
формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными
представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора по
учебно-воспитательной работе на основе учебного плана, индивидуальных учебных планов в
соответствии
с
основными
санитарно-гигиеническими
требованиями.
Расписание
согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется школе с
учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний.
Часть предметов может изучаться в условиях инклюзии, совместно с другими
обучающимися (по заявлению родителей (законных представителей)).
2.9. Обучающийся, не освоивший основную/адаптированную основную образовательную
программу учебного года по одному предмету, переводится в следующий класс условно и
ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ
основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая
аттестация в порядке, формах и сроках, установленных законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования:
выпускникам IX класса - аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса аттестат о среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
интеллектуальных нарушений), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, в связи с
завершением обучения выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
установленными законодательством.
3. Кадровый состав
3.1. При назначении учителей, работающих с обучающимися, которые по состоянию
здоровья не могут посещать школу, преимущественно отдается учителям, работающим в данном
классе.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация школы с учетом кадровых
возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем.
4. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой в
форме индивидуального обучения на дому
4.1. Обучающийся имеет право:
- на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;
- на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы выражения
собственных взглядов и убеждений;
- на моральное поощрение за успехи в учении;
- на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности);
- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
4.2. Обучающийся обязан:
- соблюдать требования школы;
- добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
- уважать честь и достоинство работников школы;
- соблюдать расписание занятий;
- согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому;
- вести дневник.
4.3. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации школы;
- присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с разрешения
директора школы;
- вносить предложения по составлению расписания занятий;
- получать консультативную помощь специалистов школы в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения своего ребенка.
4.4. Родители (законные представители) обязаны:
- выполнять требования организации школы;
- поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
- своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима
дня ребенка;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
- своевременно, в течение дня информировать классного руководителя об отмене занятий по
случаю болезни и возобновлении занятий после болезни;
- контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
4.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3).
4.6. Учитель обязан:
- выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной
литературой;
- знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
- своевременно заполнять электронный журнал;
- выставлять оценки в дневник обучающегося.
4.7. Классный руководитель обязан:
- поддерживать контакт с обучающимися и родителями (законными представителями),
выявлять особенности обучающихся и состояние здоровья больных детей; при необходимости
обращаться к администрации школы;
- вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в
электронный журнал.
4.8. Администрация обязана:
- на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней подготовить и
издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
-составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями (законными
представителями) расписание занятий;
- контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение
электронного журнала;
- контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся, оформление
документации не реже 1 раза в триместр;
- обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
5. Оформление электронного журнала
5.1. Для обучающегося на дому в электронном журнале создается отдельный класс.
5.2. Электронный журнал ведётся в соответствии с Положением об электроном журнале.
6. Заключительные положения
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
6.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения
в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»