Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Учтено мнение Совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Положение
о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
обучающихся с инвалидностью в части психолого-педагогической реабилитации
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке реализации индивидуальной программы
реабилитации или абилитации обучающегося с инвалидностью в части психологопедагогической реабилитации (далее – Положение) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует порядок реализации
индивидуальной программы реабилитации или абилитации обучающихся с инвалидностью в
части психолого-педагогической реабилитации, разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Целью реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
обучающихся с инвалидностью в части психолого-педагогической реабилитации (далее –
ИПРА) является создание условий для оптимального развития, качественного обучения, его
успешной интеграции в социуме.
1.3. ИПРА призвана решать задачи следующего характера:
профилактика образовательных трудностей обучающегося с инвалидностью;
содействие обучающемуся с инвалидностью в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации (освоение учебных предметов, профессиональная ориентация и
самоопределение, стабилизация эмоционально-аффективной и регуляторно-волевой сфер,
организация конструктивных взаимоотношений со сверстниками, педагогическими
работниками);
создание условий для формирования и совершенствования жизненных компетенций
обучающегося с инвалидностью в соответствии с его индивидуальными психофизическими
возможностями;
соблюдение прав и интересов обучающегося с инвалидностью.
2. Порядок действий
2.1. Основанием для начала работы является заявление родителей (законных
представителей) об обеспечении выполнения рекомендаций ИПРА обучающегося с
инвалидностью, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы.
2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе регистрирует факт
поступления ИПРА обучающегося с инвалидностью в Журнале учета ИПРА (далее – Журнал).
2.3. Функции разработки плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации
или абилитации с инвалидностью и его реализации возлагаются на психолого-педагогический
консилиум (далее - ППк) школы.
2.4. Родители (законные представители) обучающегося с инвалидностью предоставляют в
ППк заключение ПМПК для разработки плана реализации ИПРА в части психологопедагогической реабилитации или абилитации.
2.5. В течение трех рабочих дней с даты регистрации Журнале ИПРА выносится на
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
рассмотрение ППк.
2.6. План реализации ИПРА обучающегося с инвалидностью в части психологопедагогической реабилитации разрабатывается в течение семи рабочих дней.
2.7. ППк определяет перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации или
абилитации обучающегося с инвалидностью с учетом рекомендаций ПМПК, структуры
дефекта, возраста, класса, уровня развития адаптивных способностей и др., ответственных за
выполнение мероприятий и сроки их исполнения.
2.8. План реализации мероприятий ИПРА утверждается директором школы,
согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося с инвалидностью
и хранится в «Карте развития» обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение.
2.9. Школа обеспечивает динамическое наблюдение и оценку результатов реализации
плана рекомендуемых мероприятий ежегодно в соответствии с Положением о ППк.
2.10. Актуализация мероприятий Плана реализации ИПРА по инициативе
непосредственных исполнителей (учителя, специалисты) осуществляется по предварительному
согласованию с ответственным за реализацию ИПРА, членами ППк и родителями (законными
представителями) обучающегося с инвалидностью и фиксируется в протоколе заседания ППк.
2.11. Отказ родителей (законных представителей) обучающегося с инвалидностью от
выполнения мероприятий ИПРА по психолого-педагогической реабилитации оформляется в
письменной форме.
2.12. Школа осуществляет реализацию ИПРА обучающегося с инвалидностью в части
психолого-педагогической реабилитации или абилитации по следующим направлениям:
психолого-педагогическая диагностика;
разработка и реализация плана мероприятий ИПРА;
консультирование участников образовательных отношений;
анализ результатов психолого-педагогической реабилитации или абилитации
обучающегося с инвалидностью;
актуализация мероприятий по результатам анализа психолого-педагогической
реабилитации или абилитации обучающегося с инвалидностью.
2.13. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе по запросу предоставляет
информацию об исполнении ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида учредителю по:
обучающемуся с инвалидностью, срок действия ИПРА которого истекает через два
месяца, следующих за отчетным;
обучающемуся с инвалидностью, сменившему образовательную организацию (по
исполненным на отчетную дату мероприятиям), но срок действия ИПРА которых не закончен;
обучающемуся с инвалидностью, которому установлена инвалидность на срок до 18 лет,
по завершенным на отчетную дату мероприятиям ИПРА (например, завершена
общеобразовательная программа, обучающемуся с инвалидностью не исполнилось 18 лет, срок
действия ИПРА не окончен).
2.14. В случае, если в течение периода реализации ИПРА обучающийся с инвалидностью
переходит из одной образовательной организации в другую, то образовательная организацияисполнитель ставит отметку об исполнении на дату перевода, готовит пакет копий документов
(План реализации ИПРА, коллегиальное заключение ППк, результаты промежуточных оценок
эффективности реализации мероприятий ИПРА, информацию по организации специальных
условий обучения и др.) и передает в ту организацию, в которой обучающийся с инвалидностью
продолжит обучение.
2.15. Педагогические работники, принимающие участие в психолого-педагогической
реабилитации обучающегося с инвалидностью, несут ответственность за осуществляемую
деятельность согласно своим должностным обязанностям.
3. Заключительные положения
3.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
3.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
3.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения
в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»