Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Учтено мнение Совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Положение
о разработке и реализации
специальной индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной
программы развития обучающегося (далее – Положение) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.
Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует порядок разработки и
реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», другими нормативноправовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение определяет цель, структуру, порядок разработки и реализации специальной
индивидуальной программы развития обучающегося, а также основные права и обязанности
участников реализации специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР).
1.3. СИПР самостоятельно разрабатывается школой на основании требований ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.4. Цель СИПР – установление равного доступа к качественному образованию
обучающихся с разными стартовыми возможностями в соответствии с их способностями,
возможностями, индивидуальными образовательными потребностями в условиях обучения;
обеспечение специальных условий для реализации соответствующего варианта адаптированной
основной образовательной программы (далее – АООП), учитывающих индивидуальные
возможности и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством выбора
оптимального для конкретного ребенка набора учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), темпов и сроков их освоения.
1.5. СИПР составляется на ограниченный период времени (до одного года).
1.6. Управление реализацией СИПР предполагает регулирование и корректировку
содержания на основе промежуточного мониторинга. Основанием для внесения изменений и
(или) дополнений в СИПР являются результаты промежуточного мониторинга ее реализации.
2. Порядок разработки специальной индивидуальной программы развития
2.1. СИПР разрабатывается с учетом особых образовательных потребностей и
психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) и/или в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида и
утверждается школой самостоятельно с использованием учебно-методического комплекса по
разработке и реализации СИПР (https://умксипр.рф/).
2.2. Разработка СИПР включает:
определение индивидуальных образовательных потребностей через проведение
психолого-педагогического обследования и оценки состояния развития ребенка специалистами
ППк;
обсуждение и подготовку проекта СИПР;
составление индивидуального учебного плана и учебного расписания с учетом норматива
объемов учебной нагрузки и ресурсных возможностей;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
определение содержания рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей)
курсов, предполагаемых результатов достижений;
информирование родителей (законных представителей) о содержании, предполагаемых
результатах достижений, рекомендованном режиме реализации и другой документации СИПР.
2.4. К разработке СИПР привлекаются сотрудники, имеющие необходимую квалификацию.
2.5. СИПР утверждается директором школы при согласовании с родителями (законными
представителями).
2.6. Оформление документации при реализации СИПР осуществляется в электронном
журнале.
3. Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития
3.1. Требования к структуре и содержанию разделов СИПР определены федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.2. СИПР включает в себя следующие разделы:
3.2.1. Титульный лист.
3.2.2. Общие сведения.
3.2.3. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психологопедагогического обследования, проведенного специалистами школы, с целью оценки
актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
3.2.4. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), который отражает доступные для
обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный
набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана
АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей
развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
3.2.5. Содержание и планируемые результаты освоения СИПР: по учебным предметам,
коррекционным курсам.
3.2.6. Содержание других программ образования обучающегося:
3.2.6.1. Программа формирования базовых учебных действий;
3.2.6.2. Программа нравственного воспитания;
3.2.6.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
3.2.6.4. Программа внеурочной деятельности обучающегося, которая представляет собой
план мероприятий, в которых он принимает участие. При организации внеурочной деятельности
обучающихся возможно использование возможности сетевого взаимодействия (например, с
участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта);
3.2.6.5 Программа сотрудничества с семьей.
3.2.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
3.2.8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,
дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для
реализации СИПР.
3.2.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
4. Особенности реализации специальной индивидуальной программы развития
4.1. Реализация СИПР может быть организована как совместно с другими обучающимися,
так и посредством индивидуального обучения.
4.2. Реализация СИПР осуществляется сотрудниками школы, имеющими необходимую
квалификацию. В реализации СИПР принимают участие родители (законные представители)
ребенка.
4.4. В соответствии с индивидуальным учебным планом на каждого обучающегося
специалистами составляется индивидуальное расписание, планируется внеурочная деятельность.
4.5. Методы, приемы обучения выбираются каждым специалистом самостоятельно, с
учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
4.6. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой
диагностики образовательных достижений и динамики развития ребенка. В конце первого
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
полугодия по итогам мониторинга результатов реализации СИПР в случае необходимости в ее
содержание специалистами могут быть внесены изменения.
4.7. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося
составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий
учебный год.
5. Основные права и обязанности участников реализации специальной
индивидуальной программы развития
5.1. Администрация:
организует процедуру разработки, обсуждения и утверждения СИПР;
осуществляет контроль выполнения СИПР, производит оценку образовательных
достижений освоения программы;
обеспечивает кадровые, материально-технические, финансовые условия для реализации
СИПР.
5.2. Педагогические работники:
разрабатывают содержание и реализуют СИПР
разрабатывают оценочные средства мониторинга, контрольно-измерительные материалы;
обеспечивают сотрудничество с семьей, консультировании родителей (законных
представителей) по эффективной реализации СИПР;
отслеживают динамику образовательных достижений и уровень психофизического
развития.
5.3. Родители (законные представители) обучающихся:
формируют образовательный запрос по изменению или расширению специальных
образовательных условий;
оценивают совместно с педагогами и специалистами личностные достижения освоения
СИПР;
обеспечивают посещаемость занятий в соответствии с индивидуальным расписанием.
6. Заключительные положения
6.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО «СОШ
№ 16».
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения
в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»