Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Учтено мнение Совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Положение
об индивидуальном образовательном маршруте
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ ПМО СО «Средняя общеобразовательная школа № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа
Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного
учителя РСФСР Г.И. Чебыкина (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) регламентирует
особенности разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО
СО «СОШ № 16», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность.
1.2. Положение разработано в целях создания условий для максимальной реализации
особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) в процессе обучения, социализации, и воспитания на уровне начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
1.3. Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) определяет специфику
освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы
реабилитации обучающегося с ОВЗ, рекомендаций ТПМПК, психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) школы, комплексной диагностики особенностей личности ребёнка,
ожиданий родителей (законных представителей) с целью создания условий для максимальной
реализации особых образовательных потребностей обучающегося в процессе обучения и
воспитания.
1.4. ИОМ составляется для обучающихся с ОВЗ, получающих образование в следующих
формах обучения:
инклюзивно (полная/частичная);
интегрированно;
индивидуально (на дому).
1.5. ИОМ направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения,
воспитания и социализации обучающегося с ОВЗ с психофизическим нарушением по
образовательным программам определенного уровня образования и реальными возможностями
ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
1.6. ИОМ, разрабатывается специалистами школы, согласуется с родителями (законными
представителями), утверждается директором школы.
1.7. Порядок корректировки программы ИОМ определен настоящим Положением.
1.8. Содержательной основой разработки ИОМ служат: адаптированные образовательные
программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к
результатам освоения образования программ, учебный план. Содержание ИОМ отбирается с
учётом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического
становления ребенка.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
2.
Организационно-педагогические условия проектирования ИОМ
2.1. Организационно – педагогические условия проектирования ИОМ включают наличие
в школе службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка
специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В
качестве такой структуры в школе выступает ППк.
2.2. Необходимым условием проектирования ИОМ является согласие родителей
(законных представителей) на обучение ребенка инклюзивно или индивидуально (на дому),
согласие родителей (законных представителей) на обучение обучающегося с ОВЗ по
адаптированной основной общеобразовательной программе (далее – АООП).
3.
Разработчики и участники реализации ИОМ
3.1. ППк проектирует необходимые структурные составляющие ИОМ, выбирает
временной отрезок, корректирует содержание ИОМ, анализирует динамику показателей
психического и психологического развития обучающегося на уровне сформированности
ключевых компетенций.
3.2. Педагог-психолог, учитель–логопед, классный руководитель (при инклюзивном
обучении) – представляют комплексное изучение психолого – педагогического статуса
обучающегося с ОВЗ, составляют комплексную характеристику ребенка с ОВЗ.
3.3. Учитель–предметник разрабатывает и корректирует ИОМ в соответствии с
рекомендациями специалистов ППк, рекомендациями ТПМПК; в соответствии с требованиями
АООП; описывает способы и приемы, посредством которых обучающийся будет осваивать
содержание образования в конкретного учебного прндмета.
3.4. Социальный педагог совместно с классным руководителем (при инклюзивном
образовании), учителем-дефектологом планируют формы работы по реализации ИОМ в части
социализации обучающихся, внеурочную занятость.
3.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе координирует деятельность
всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального
государственного образовательного стандарта, содержание учебного плана, разработку и
реализацию ИОМ (при необходимости).
3.6. Директор школы несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ.
3.7. Родитель (законный представитель) – вносит предложения по организации
образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус обучающегося с
ОВЗ.
4.
Основные этапы разработки и реализации ИОМ
4.1. Основными этапами разработки и реализации индивидуального образовательного
маршрута являются:
выявление и анализ проблем развития обучающегося с ОВЗ (на уровне школьного ППк)
специалистами сопровождения (диагностика специалистами сопровождения);
определение возможности инклюзии конкретного обучающегося, условий и форм
инклюзии (из заключения ПМПК);
предварительное определение вида и объёма необходимой помощи (образовательной,
психолого-педагогической), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.
4.2. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии,
индивидуальному обучению (на дому): с обучающимся и его родителями (законными
представителями), педагогами школы.
4.3. Организация образовательного процесса:
разработка адаптированных образовательных программ;
разработка коррекционно-развивающих программ в зависимости от уровня знаний,
возможностей и способностей обучающегося;
обсуждение на заседании ППк, проектирование ИОМ, утверждение.
реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса; оценка
результатов обучения и социализации).
5.
Порядок ведения ИОМ и ответственность должностных лиц
5.1. ИОМ впервые оформляется при наличии показаний ПМПК, рекомендаций ППк и
согласия родителей (законных представителей) обучающегося.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
5.2. Ответственность за своевременное заполнение, хранение и общее оформление ИОМ
возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
5.3. Классные руководители, учителя-предметники и другие специалисты сопровождения
вносят необходимую информацию по запросу школьного психолога не менее 1 раза в триестр
или чаще при необходимости.
5.4. ИОМ обучающегося хранится у школьного психолога, в отдельной папке на каждого
обучающегося с ОВЗ, весь период его обучения в школе.
5.5. Доступ к ИОМ обучающихся должен быть ограничен. Право доступа имеют
специалисты ППк, учителя, работающие с обучающимся с ОВЗ, для внесения необходимых
данных, корректировки ИОМ.
5.6. Запрещается выдача ИОМ обучающимся и их родителям (законным представителям)
на руки, кроме случаев перевода в другую образовательную организацию. При этом родители
(законные представители) должны представить директору заявление с запросом данной
информации на обучающегося с ОВЗ.
5.7. Осуществление контроля за реализацией ИОМ осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе согласно плану внутришкольного контроля.
5.8. По завершении учебного года педагог-психолог, учитель–логопед, учительдефектолог, социальный педагог знакомят родителей (законных представителей) с
рекомендациями контрольного среза диагностических работ.
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБОУ ПМО СО
«СОШ № 16».
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. В настоящее Положение могут
вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в
действие новых нормативно-правовых документов.
6.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»