Принято решением педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Учтено мнение Совета школы
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
Утверждаю: Ю.С. Трушкова,
директор МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Приказ от 29.08.2025г. № 191-Д
Модель инклюзивного образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Полевского муниципального округа Свердловской области «Средняя
общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
Модель инклюзивного образования (далее - Модель) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина
(далее – МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», школа) представляет собой совокупность принципов,
норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных
условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды,
реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы,
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Уставом МБОУ ПМО СО «СОШ № 16», другими нормативноправовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
В описании модели используются следующие понятия.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Образовательная среда - подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и
одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется
развитие личности ребенка.
Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, как совокупности
педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
включение детей с ОВЗ в образовательное пространство;
обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;
создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся
сверстников;
формирование и развитие личности каждого из обучающихся.
Модель направлена на внедрение технологии инклюзивного образования, отработку
принципов инклюзивного образования в отношении ко всем детям без исключения.
Основная цель Модели: анализ и систематизация организационно-управленческих,
психолого-педагогических условий и механизмов, кадровых и финансовых ресурсов,
обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач
инклюзивного образования в школе.
Задачи инклюзивного образования:
создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию
детей, имеющих разные стартовые возможности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей (законных представителей),
персонала и социального окружения;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной
деятельности со здоровыми сверстниками;
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционноразвивающее, социально-трудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого
взаимодействия с социальными партнерами;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми
образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и
воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития,
выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16» - это массовая общеобразовательная школа. В практике работы
школы наряду с общеобразовательными классами имеются классы коррекционно-развивающего
обучения для детей с ОВЗ, имеющие заключения ТПМПК. Также дети обучаются в режиме
индивидуального обучения с включением в культурную, спортивную, общественную жизнь класса
и школы. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с обычными
детьми возможности, для получения образования в пределах специальных образовательных
стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена социальным запросом на
образование детей с ОВЗ и государственной политикой в области обучения детей с ОВЗ. Суть его
заключается в том, что дети с ОВЗ получают возможность обучаться в обычных
общеобразовательных школах вместе со сверстниками, быть принятыми в их коллектив,
развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни
общества. Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке Модели.
На сегодняшний день в школе обучается 340 обучающихся, среди них обучающиеся с ОВЗ с
задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями. Перед школой стоит
непростая задача: как организовать обучение таких детей, чтобы они могли максимально
адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать его полноценными членами.
При создании Модели мы учитывали разные условия успешного инклюзивного образования:
поступление обучающихся с заключением ТПМПК;
выявление нарушений в развитии обучающихся (с момента поступления в школу, ППк);
желание родителей (законных представителей) обучать ребенка ОВЗ вместе со всеми
детьми, их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения, а
также внутренние условия успешного инклюзивного образования;
уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или
близкий к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для
нормально развивающихся детей сроки.
Модель включает в себя следующие степени интеграции обучающихся, определяемые
вариантом реализуемой адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП):
временная интеграция – для обучающихся по АООП с РАС, АООП с НОДА- 6.3, 8.3;
комбинированная интеграция - для обучающихся по АООП с ЗПР, АООП обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ вариант 2;
полная интеграция - для обучающихся по АООП НОО. ФГОС ОВЗ вариант 5.1, 6.1, 7.1.
Ключевым элементом модели является система взаимодействия участников сопровождения
при реализации АООП обучающихся с ОВЗ, так как эффективность реализации разработанной
программы в большей степени зависит от четкого распределения задач и ответственности каждого
участника сопровождения.
В модели инклюзивного образования школы определены следующие содержательные
компоненты:
Педагогический коллектив
Нормативно-правовое
Локальные акты, регламентирующие сопровождение
обеспечение
обучающихся с ОВЗ (Положение о психолого-педагогическом
консилиуме, Положение
об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, Положение
об
организации обучения лиц с ограниченными возможностями
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
здоровья и инвалидов, Положение о логопедическом пункте,
Положение о разработке адаптированной образовательной
программы, Положение об организации обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью,
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, Положение об
инклюзивном образовании, Положение об порядке
организации обучения по индивидуальному учебному плану,
Положение об организации индивидуального обучения детей
на дому, Положение о порядке проведения итоговой
аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
и др.)
Кадровое обеспечение
учителя начальных классов
учителя- предметники
учителя-логопеды
педагоги-психологи
учителя-дефектологи
социальный педагог
Организационно-методическое Для обучающихся с ОВЗ разработаны АООП с учетом
обеспечение
рекомендаций ТПМПК и ИПРА.
Важным компонентом является расписание урочных,
внеурочных занятий (в том числе коррекционноразвивающих),
учитывающее
особые
потребности
обучающихся.
Психолого-педагогическое
Разработка и реализация индивидуальных коррекционносопровождение
развивающих программ для обучающихся с ОВЗ,
консультирование родителей (законных представителей),
педагогов, работа с классными коллективами.
Формирование
инклюзивной Работа с родительской общественности заключается в
культуры населения
формировании толерантного отношения и разъяснения
методов организации образовательного процесса, при
котором качество образования у нормально развивающихся
сверстников не страдает в связи с присутствием в составе
группы воспитанников с ОВЗ.
Обеспечение
индивидуальных
образовательных
потребностей детей с ОВЗ и развитие их творческих
способностей возможно через выбор дополнительной
занятости с учётом возможностей обучающихся и их
желаний.
При этом важным фактором является выбор таких условий,
где для ребенка с ОВЗ будут созданы условия, не снижающи
е качество образования для других обучающихся.
Обучающиеся коррекционных классов вовлекаются в
воспитательную работу, участвуют
и инклюзивных
мероприятиях.
Организация
универсальной Обеспечение
материально-техническими
средствами
безбарьерной среды
обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с
рекомендациями ТПМПК и ИПРА (для детей-инвалидов).
Обучение на дому организовано для обучающихся с ОВЗ,
имеющих ограничения для посещения образовательной
организации. Обучение организовано в очно-заочной форме
обучения, в том числе консультирование специалистами
службы
сопровождения
родителей
(законных
представителей) и учителей, осуществляющих очное
обучение. В школе созданы и функционируют логопункт,
кабинет психолога, кабинет дефектолога.
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»
Коллектив обучающихся
В коллективе обучающихся инклюзивного класса большое
внимание уделяется процессу социализации обучающихся с
ОВЗ; создаются условия, направленные на развитие
толерантного
отношения,
взаимопомощи,
общения,
выстраивание
положительных
взаимоотношений
обучающихся, в том числе с ОВЗ.
Социальные партнеры
Социализация обучающихся с Социальные партнеры оказывают содействие вовлечению
ОВЗ
в
обществе, обучающихся с ОВЗ в благотворительные акции, в систему
профориентация обучающихся с дополнительного образования; осуществляют сопровождение
ОВЗ
и наставничество.
Родители (законные представители) обучающихся
Культурное просвещение
Законные представители обучающихся с ОВЗ в инклюзии
обеспечивают участие ребенка в выездных культурномассовых мероприятиях совместно с обучающимися класса,
сопровождают ребенка при необходимости, особенно в
случае временной интеграции; содействуют расширению
кругозора ребенка в период каникул.
Медицинское сопровождение
Законные представители обучающихся обеспечивают
полноценное медицинское сопровождение обучающихся с
ОВЗ.
Инклюзивная культура
МБОУ ПМО СО «СОШ № 16»